Термин «буллинг» происходит из английского языка, обозначает «хулиганство». Синонимичное название – травля. Широко распространен в организованных, формальных коллективах: школьные классы, студенческие группы, армейские роты. У учащихся военных образовательных учреждений буллинг приобретает вид обычая, традиции посвящения новичков. Согласно данным социологического опроса, 45% молодых людей сталкивались с травлей, около 30% имеют друзей или родственников, выступавших в роли жертвы. Среди лиц, переживших угрозы и насилие, 24% – девушки, 37% – юноши.
Буллинг в школе – это повторяющаяся модель поведения, реализующая намерение группы причинить вред одному учащемуся. Проявляется вербально и невербально. Всегда соответствует структуре: группа агрессоров, свидетели и жертва, неспособная себя защитить. Характеризуется физическим и психологическим насилием: угрозами, унижениями, побоями. Диагностика выполняется с помощью беседы, наблюдения, опросников. Для коррекции буллинга проводятся групповые тренинги, психологические консультации, создаются ученические организации.
Предотвратить буллинг в школе позволяет активное участие педагогов, психологов, родителей. В рамках школы проводятся проектные работы, требующие сотрудничества от учеников из разных групп. Внеклассные мероприятия – походы на природу, экскурсии, праздники – способствуют сплочению класса, установлению контактов в более неформальной, расслабленной атмосфере. Также в силах педагогов пресекать попытки травли на уроках, переменах.
При совместных усилиях родителей, учителей и психологов буллинг в школе удается свести к минимуму. Профилактика заключается в своевременном выявлении попыток травли, а также в создании комфортных условий обучения. Чем меньше негативных переживаний провоцирует учеба в школе, тем менее вероятно проявление жестокости внутри класса. Другая важная профилактическая мера – создание условий для безопасного проявления негативных эмоций, поощрение дружеских отношений, поддержки.