Летний период – время отдыха и оздоровления. В современном мире очень важно использовать это время с максимальной пользой для развития ребенка и формирования у него устойчивой мотивации к применению накопленных знаний, навыков, компетенций в повседневной жизни, к расширению кругозора. Период летних каникул содержит в себе потенциал активного развивающего отдыха детей и подростков, в том числе детей из малообеспеченных, многодетных семей, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей в трудной жизненной ситуации, детей с ОВЗ/инвалидностью, детей участников СВО. Однако, в летний период важным является не только решение задач оздоровления и отдыха детей, но и организация образовательного процесса, поскольку непрерывность образования позволяет повысить его эффективность.
Поэтому, организация образовательного процесса в условиях оздоровительного лагеря, которым занимаются педагоги, воспитатели, психологи, социальные педагоги, разработка разнообразных методик работы с детьми для удовлетворения их интересов и потребностей, соответствие программы летнего отдыха выявленному запросу родителей сегодня становится все более актуальной. Идеи укрепления здоровья и образования детей рассматриваются в единстве и составляют основу концепции летнего отдыха детей и подростков МБОУ гимназия №7 имени К.В. Покровского.
Данная программа летней творческой школы «Янтарный экспресс» является логическим продолжением образовательного процесса. Экологическое воспитание в условиях летних лагерей является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую исследовательскую и природоохранную деятельность. Наша программа поможет ребятам оценить значение природы в жизни каждого и понять, что мы и каждый из нас в состоянии сделать, чтобы защитить и сохранить окружающий мир.
Проект основывается на принципах многообразия видов и содержания деятельности, творчества и свободы выбора, социальной активности, взаимосвязи педагогического управления и самоуправления, комплексности оздоровления и воспитания.
Новизна проекта: комплексный подход в решении вопросов в организации летнего отдыха детей и подростков, выражающийся:
• в культивировании всевозможных форм творческой активности детей и взрослых;
• в симбиозе различных методических, технологических, содержательных направлений при ведущей доминанте одного из видов деятельности;
• в интеллектуальном наполнении программ тематических смен;
• в сочетании оздоровительного и образовательного процессов.
Приоритетом становится внедрение инновационных направлений деятельности, где исходным источником выступает здоровье ребенка (физическое и психологическое), комплексное сочетание образовательных и оздоровительных технологий, которые позволяют рассматривать среду как место создания нового «образа» – образа здорового человека.
Основная идея.
Летний пришкольный лагерь чрезвычайно эмоциональная среда, способная дать очень сильные импульсы, важные для будущего в целом, так как показывает детям новые ценности взаимоотношений и взаимодействия, новые богатые и перспективные виды и формы деятельности. Реализуя комплексный проект летней творческой школы «Янтарный экспресс», гимназия предлагает детям оздоровительно-образовательные развивающие программы патриотической, социально-гуманитарной, психолого-педагогической направленности в рамках летнего пришкольного лагеря.
Работа с детьми и подростками в летней творческой школе «Янтарный экспресс» многообразна и содержательна, направлена на воспитание любви к родному янтарному краю, формирование экологической культуры, развитие ключевых компетенций, в том числе лидерских качеств, образование, культуру общения, осознание ценностей здорового образа жизни. Образовательные экспресс-маршруты летней творческой школы позволяют получить максимальный эффект при минимальных временных затратах.
Каждая смена объединена определенной тематикой, которая отображает основное содержание деятельности, формируются экспресс-маршруты лагерей в смене, направленные на расширение и приобретение новых знаний.
При комплектовании особое внимание уделяется детям следующих категорий (семья многодетная, малообеспеченная, неполная, дети – сироты, семья беженцев и вынужденные переселенцы, безработные, находящаяся в трудной жизненной ситуации, состоящие на учете ВШУ, в органах внутренних дел, дети-инвалиды, дети с ОВЗ, семья военнослужащих и других участников специальной военной операции).